Экскаватором называется землеройная машина, предназначенная для рытья котлованов, траншей, расчистки различных территорий, перегрузки сыпучих материалов. По конструктивному исполнению они делятся на одноковшовые и многоковшовые. Естественно львиную долю рынка занимают первые, т.к. имеют большую универсальность, поэтому более распространены в строительстве.
Одноковшовые экскаваторы
Одноковшовые – экскаваторы циклического действия, и выполняют определенный цикл действий. Сначала ковш заполняется грунтом, потом загруженный ковш поворачивается, далее выгружается в транспортное средство или отвал, и наконец, возвращается в исходное состояние.
Экскаватор состоит из 3-х главных частей: ходовой, поворотной и рабочего оборудования.
Самыми распространенными типами ходового устройства являются: гусеничные с минимальной или усиленной опорной поверхностью гусеничного трака, пневмоколесные, тракторные или шасси специального автомобильного типа.
Часть, называемая поворотной, состоит из платформы и рабочего оборудования. В зависимости от угла поворота различают полноповоротные экскаваторы и неполноповоротные. Первые вращаются вокруг своей вертикальной оси неограниченное количество градусов, а основные механизмы и двигатель закреплены на самой поворотной платформе. До начала 70-х г. 20 века выпускались в основном такие экскаваторы, но с механическим приводом. Неполноповоротными делают только экскаваторы с малой грузоподъемностью на базе тракторов. У них нет поворотной платформы, и рабочее оборудование крепится на ходовом устройстве.
По конструкции рабочее оборудование экскаваторов различают с телескопической и жесткой стрелой, где все рабочее оборудование соединено друг с другом и работает с помощью гидроцилиндров. В машинах с гибкой подвеской рабочие элементы приводятся в действие канатами или тросами.
Универсальный экскаватор имеет, как правило, несколько сменных комплектов рабочего оборудования. Получаются, так называемые, «гибриды»: экскаваторы–погрузчики, совмещающие землеройный ковш и оборудование от бульдозера.